Арвак и Альсвинн – лошади Солнца

Арвак и Альсвинн – лошади Солнца

05.06.2021 Выкл. Автор viking

Арвак и Альсвинн – лошади Солнца, в древнескандинавской мифологии — это пара лошадей, которые тянут Солнце по небесному своду. Кони везущие солнце — Арвак (Árvakr, «Ранний») и Альсвинн/Альсвид (Alsvinn или Alsviðr, «Проворный»).

Оригинальное упоминание об этих лошадях присутствует только в строфе 37 саги «Речи Гримнира», там не сказано ни о какой солнечной колеснице, только говорится, что Арвак и Альсивн вдвоем «солнце высоко возносят».

Арвак и Альсвинн
солнце наверх
усталые тащат;
боги меха
кузнечные им
положили под плечи

В «Речах Гримнира» также упоминается, что под мышками у волшебных лошадей асы разместили кузнечные меха.

В саге не упоминается, для чего нужны эти мехи, но Д. Мэтьюз в «Энциклопедии магических существ» высказывает предположение, что они охлаждают Арвака и Альсвинна, так как лошади сильно нагреваются от светила.

По Р. Симеку имя Арвак («Árvakr» на древнескандинавском) переводится как «тот, кто рано просыпается». В. Тихомирова перевела слово как «ранний», А. Корсун в тексте оставил имя собственное – Арвак, но в сноске привел перевод, аналогичный переводу Тихомировой.

Любопытно, что А. Корсун высказывал предположение, противоположное гипотезе Д. Мэтьюза – отечественный скандинавовед говорил о том, что мехи должны не остужать лошадей, а раздувать Солнце, и расположены они не под мышками, а на плечах мифических животных. Имя Альсвинн («Alsviðr» на древнескандинавском), согласно Р. Симеку, переводится как «тот, кто движется быстро». У В.

Если данная трактовка верна, то это действительно могут быть не мехи, а некое приспособление, направленное на защиту Арвака и Альсвинна от солнечного жара. Арвак и Альсвинн не могут ни на миг остановиться, так как Солнце преследует Сколь – варг, стремящийся пожрать светило.

Тут же стоит отметить, что Солнце у средневековых скандинавов было персонифицировано – его называли Сунна («Sunna» на древнегерманском) или Соль («Sun» на старонорвежском).

Богиня с таким именем упоминается в «Старшей Эдде». По другой версии, высказанной П. Гельпой в книге «Скандинавские боги и мифы», Сунна – это не воплощенное Солнце, а богиня, поставленная асами управлять светилом.

Эти два коня, имена которых связаны друг с другом аллитерацией, упоминаются бок о бок и в другом месте «Старшей Эдды» — в «Речах Сигрдривы», в самой загадочной части этой песни, начинающейся со строфы о том, как заговорила голова Мимира.

Кони солнца появляются в следующей строфе, 15-й:

…руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез.

Источник: Википедия, www.runarium.ru/arvak-i-alsvinn, жон Линдоу, «Скандинавская мифология»
Фото: https://vk.com/@valfreyja_skandinavia-arvak-i-alsvid
John Lindow (c) Перевод: Анна Блейз (с)