Древняя Эстония

Древняя Эстония

28.06.2020 Выкл. Автор viking

Название «Эстония», связано с племенем эстиев, которые обитали на берегах Балтики в I в. до н. э. и упоминались в «Германии» Тацита. Однако судя по упоминаемым деталям, речь у Тацита шла не о финно-уграх, к которым относятся современные эстонцы, а о балтийских племенах, обитавших на территории современных западной Литвы и Калининградской области.

В скандинавских сагах XIII века термин «эсты» уже явно связан с предками современных эстонцев.

Название «Эстония» впервые упоминает в VI в. Кассиодор в своих «Письмах» (кн. V, письма 1-2).

Является спорным вопрос о территории обитания эстов в раннем Средневековье, однако мнения историков сходятся по вопросу об их религиозных верованиях. Скандинавы знали эстов как заклинателей ветров. Похожие обычаи были в ту пору у финнов (лаппов).

Саксон Грамматик упоминает куршей и эстов как участников битвы при Бровалле на стороне свеев против данов; к ним также присоединились ливы и венды из Померании. Однако, среди участников битвы Саксон не упоминает других балтов, в частности, леттов и литовцев.

Снорри Стурлусон в своей Саге об Инглингах рассказывает, как свейский король Ингвар Высокий (VII век), сын Эстена и великий воин, был вынужден охранять побережье своего королевства от эстонских пиратов.

Сага рассказывает о его вторжении в Эстонию, где он погиб в битве против многочисленных эстов. После битвы Ингвар Высокий был похоронен рядом с морским побережьем, а свеи вернулись домой. Предположительно, остатками этих захоронений являются находки двух судов в волости Сальме на острове Сааремаа.

Согласно сагам Круга Земного, в 967 г. норвежская королева Астрид бежала из страны вместе со своим сыном, будущим королём Норвегии Олафом Трюггвасоном, в Новгород, где её брат Сигурд занимал почётную должность при дворе князя Владимира. Во время их путешествия на корабль напали эзельские викинги, убив несколько членов команды и обратив других в рабство. Через 6 лет, когда Сигурд Эйриксон отправился из Эстонии для сбора податей от имени Владимира, он обнаружил Олафа на рынке в Сааремаа и выкупил его.

Битва между озелийцами и исландскими викингами в 972 г. близ Сааремаа упоминается в Саге о Ньяле.

Около 1008 г. Олаф Святой, будущий король Норвегии, высадился на Сааремаа. Захваченные врасплох местные жители поначалу согласились выплатить запрошенную с них Олафом дань, однако позднее собрали войско во время переговоров и напали на норвежцев. Олафу, тем не менее, удалось победить в битве.

Летописец Нестор упоминает чудь как племя, родственное эстам. Согласно Повести временных лет, в 1030 г. Ярослав Мудрый вторгся в чудские земли и основал крепость Юрьев (будущий Тарту). Согласно древнерусским хроникам, чудь была одним из народов, составлявших население Киевской Руси.

Согласно Новгородской первой летописи, варяг Ульф (Улеб) из Новгорода был разгромлен эстами в морской битве близ современного Таллина в 1032 г. Ни одна летопись не подтверждает морскую битву с эстами близ современного Таллина в 1032 г.

Предполагается, что название Tallinn(a) в эстонском языке происходит от слов taani linn («датский город»), tali linn («зимний город») или talu linn («дом, усадьба-замок»).

Первое упоминание о Таллине, предположительно, относится к 1154 году, когда арабский географ Ал-Идриси описал в своём труде «Развлечение тоскующего о странствии по областям» некий город под названием Колывань (в написании Quoluwany).

Время проникновения этого топонима в устную традицию, а также обстоятельства основания города пока неизвестны, хотя есть предположение, что это наиболее древнее эстонское Kalevan (город Калева, мифического прародителя эстов). В древнерусских письменных источниках название встречается с 1223 года и выходит из употребления только в XVIII веке.

В 1219 году захвачен датчанами. «Ливонская хроника» Генриха Латвийского гласит, что летом 1219 года большое войско под командованием самого короля Вальдемара II высадилось на берег в земле Рявале, датчане «обосновались в Линданисе, который ранее был городищем ряваласцев, и разрушили старое городище, и стали другое, новое строить».

В «Хронике Ливонии», написанной на латыни, используется скандинавское название Линданисе (дат. Lyndanisse, швед. Lindanäs), происходящее от древнеэстонского Lindanise («мыс парового поля», или «сосок груди Линды» — мифической жены Калева).

Став датским, город переживал постоянные набеги эстов и немецкого Ордена меченосцев, который к этому времени уже овладел территориями современной Латвии и современной южной Эстонии.

В 1227 году Ревель был захвачен рыцарями-меченосцами. В 1238—1346 годах снова принадлежал Дании. В 1334 году основан госпиталь Святого Духа.

В 1346 году Дания продала свою часть Эстляндии великому магистру Тевтонского ордена, который вскоре передал её ландмейстеру Тевтонского ордена в Ливонии. В 1347 году городу были подтверждены его привилегии.

Позднее скандинавы и немцы называли город Ре́валь (швед. и нем. устар. Reval) — от названия прежнего мааконда (княжества) Rävala, столицей которого он был в древности.

Русское название Ре́вель было заимствовано из немецкого (шведского) языка и стало официальным после присоединения завоёванной в ходе Северной войны территории современной Эстонии к Российской империи. В 1719 году также была учреждена Ревельская губерния.

В XI в. скандинавы часто упоминаются в хрониках как сражающиеся против викингов с восточных берегов Балтийского моря.

Территория Эстонии весьма богата кладами XI и XII века, в сравнении с другими балтийскими территориями. Наиболее ранним является клад арабских дирхамов VIII века. Крупнейшие клады эпохи викингов были найдены на территории Майдла и Козе. Из 1500 опубликованных в каталогах монет 1000 являются англосаксонскими.

Крепость Варбола (en:Varbola Stronghold, лат. Castrum Warbole) на территории современного эстонского округа Харьюмаа была одной из крупнейших крепостей с круговым валом своего времени и крупным торговым центром.

С распространением христианства в Европе и централизацией власти в Скандинавии и Германии начались балтийские крестовые походы. Сначала ливы, летты и эсты, затем пруссы и финны были разгромлены, крещены, оккупированы германцами, данами и свеями. Нередко местное население подвергалось репрессиям и истреблению.

К началу XIII века в Эстонии стала складываться система политического и административного деления страны по приходам (kihelkond) и округам (maakond). Приход состоял из нескольких деревень. Почти каждый приход имел хотя бы одну крепость.

Обороной местности руководило верховное должностное лицо — старейшина прихода. Округа состояли из нескольких приходов, их также возглавляли старейшины. К XIII веку сложились 8 маакондов и 45 кихелькондов.

После Октябрьской революции советская власть признала право народов России на самоопределение, в том числе и местные названия в той форме, как они употреблялись коренными народами.

В 1919 году Ревель официально получил современное эстонское название Tallinn.

С 1 января 1989 года название города в русском тексте конституции Эстонской ССР стало писаться с двумя «н»: Таллинн. Такое изменение объяснялось стремлением привести русское написание в соответствие с эстонским.

Источник: Википедия